Довлатов. Спасибо, что живой

«Знаешь, какое мужество надо, чтобы быть никем и оставаться собой?»

Что такое дефицит сегодняшнего дня? Сложно ответить. Пожалуй, иногда здравый смысл и «свобода от мракобесия». Что такое кино про Сергея Довлатова? Это история эпохи, которая не щадила инакомыслие. Прокат фильма только 4 дня — каково? Имитация дефицита, стимулирование ажиотажа и избранности. Говорят, это маркетинговый ход. Потому что в итоге прокат немного продлили. А я купилась. И почему-то не чувствую себя обманутой и обиженной, как некоторые. 

Сюжет фильма — несколько дней из жизни Сергея Довлатова. Начало 70-х годов. 60-е закончились с их оттепелью, стремлению к идеалам, относительной свободой. Довлатова нигде не печатают, как впрочем и его друзей. Потому что нельзя просто так писать о жизни, это не литература. Нужно писать о подвиге, о герое и антигерое, достижениях народного хозяйства. Это кино об эпохе застоя, именно она здесь главный герой. Безысходность, ненужность, дымка осеннего Петербурга, великого города в странное время.

В роли Сергея Донатовича сербский актер Милан Марич, невероятно харизматичный и на мой взгляд очень хорошо передавший образ писателя, состояние его души, переживания. Герой полон иронии, мягкости, доброты и ощущения полной нелепости всего происходящего. Один из самых ярких персонажей в картине —Иосиф Бродский, которого блестяще сыграл Артур Бесчастный. Диалоги Довлатова с Бродским, пожалуй, самые удачные и сильные сцены во всем фильме. «Мне кажется, мы последнее поколение, которое способно спасти русскую литературу», — говорит Бродский, который не хочет уезжать из страны, понимая, что ему уже будет не вернуться.

Не хватает в картине довлатовского языка, его диалогов. Но как Довлатов все равно не напишешь, а попытка могла оказаться не вполне удачной.

Нельзя воспринимать фильм как байопик, потому что он не совсем про Довлатова, а иногда и совсем не про него. Он про людей, которые во времена экономического и нравственного застоя могли оставаться сильными духом, сохранять мысль и достоинство. Стремиться быть не такими как хотят видеть, быть собой несмотря на давление советской идеологии. Но герои эпохи прекрасно понимают, что не они первые и не они последние, кто проходит через подобное душегубство. Но выход есть только один. И только он может спасти культуру. Пусть и спустя время.

Поделиться

2 Комментариев

    • Anna
      Автор
      30.03.2018 / 09:16

      я много нашла в сети, но в плохом качестве очень. Думаю, что в хорошем может быть появится попозже)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.