Кому позор? Выставка Яна Фабра в Эрмитаже

 «Аня, привет! А что за позор Эрмитажу, ты не знаешь?» — спросила по телефону подруга Женя.Я не знала. И до сегодняшнего дня не раз посещала мысль, что лучше бы я так и не узнала об этом. Стыдно.

В Эрмитаже открылась выставка, которая выстрелила. И попала видимо в самое сердце. Только с этой раной вскрылось столько, что хочется взяться за голову, бегать по кругу и кричать. Это не очереди на Серова и Кало. Попасть на экспозицию оказалось просто, но остаться спокойными удалось далеко не всем. Волна негодования обрушилась на собственно сам Эрмитаж, директора Пиотровского, куратора выставки Озеркова. А в чем собственно дело?

Инсталляции «Карнавал мертвых дворняг» и «Протест мертвых бездомных котов» вызвали самую бурную реакцию. «Чучела! Чучела кошек и собак! Подвешены на крюках! Живодер! Дети плачут! Позор Эрмитажу» — надрывались в интернете потерпевшие. А кто-то просто недоумевал от такой волны негатива. Начнем с плачущих детей. Возрастные ограничения выставки 16+. Не нужно водить туда малолетних детей. Бывают, конечно, и в 20 очень ранимые люди, но попробуем разобраться, что же именно так потрясло.

Я лично слышала, как девушка, увидев экспозицию в надежде сказала: «Я надеюсь, это не настоящие кошки?» Друзья, Вы бывали в Зоологическом музее, Кунсткамере? Позор Петру? Позор Кунсткамере? Прошлой весной в одном охотничьем ресторане в Карелии я видела постоянную экспозицию чучел северных животных. Медведи, лоси, зайчики, птицы, и ни одного крика ужаса, притом что там принимали пищу и не плакали дети.

Если не знать, кто такой Ян Фабр, то можно открыть хотя бы википедию. Забавы ради. Есть подозрение, что далеко не все люди, поддержавшие позорный во всех смыслах хештег, были сами на выставке или пытались что-то о ней узнать. Максимум растиражированные статьи в прессе о них же самих, борцах за нравственность. А между тем Ян Фабр — известный и востребованный бельгийский художник, скульптор, режиссер, который выставлялся в том числе в Лувре. Позор Лувру? Позор Мартинесу?

Чучела кошек и собак, о чем неоднократно говорилось, сделаны из уже мертвых животных, подобранных на дорогах, сбитых автомобилями. Они умерли не в процессе таксидермии. Есть такой анекдот — «Вскрытие показало, что смерть наступила в результате вскрытия». И смех, и грех.

Задача Фабра — привлечь внимание общественности к нечеловеческой жестокости по отношению к животным — вызвала ненависть, злость и агрессию человека к другому человеку. Вот где позор. И стыд. «Это же кошки и собачки… жалко их…» — сказала моя коллега. Так и есть, жалко. Это вызов художника, который должен был достучаться до сущности человека, открыть внутренний диалог. И достучался до многих. Те кто яростно, с пеной у рта, пишет оскорбления в адрес художника, называя живодером, в адрес директора музея и куратора выставки, сами того не подозревая обнажились перед обществом не с лучшей стороны. Тех, кого просто подхватила волна, кто не успел понять, где белое, а где черное, я прошу, дайте себе второй шанс. Сходите на выставку, почитайте о художнике, сбавьте градус.

Понимать искусство не просто. Иногда нужно взять паузу, прожить с ним маленькую жизнь. Иметь свое мнение — дорого. Иметь честь и достоинство корректно выразить его — еще дороже. Оставайтесь людьми, пожалуйста. И многая лета вам и вашим домашним питомцам. Теперь мы можем знать наверняка, что они в полной безопасности.
Поделиться

2 Комментариев

  1. Елена
    23.12.2016 / 16:00

    Аня!
    Спасибо!
    Золотые слова!
    Хорошо, что есть понимающие люди!

    • Anna
      23.12.2016 / 21:22

      Лена, спасибо! Рада, что ты солидарна))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *